Сейчас многие покупают в интернет-магазинах – это быстро и удобно. В интернет-магазинах и цены часто ниже, чем в локальной рознице, и товары бывают такие, которые не так-то просто найти. Но покупать в интернет-магазине часто бывает страшно: платить-то надо сейчас, а товар придёт неизвестно когда. Да и отправят ли его вообще?
На сайте есть контактные и регистрационные данные продавца
Первое, что стоит поискать на сайте – контактные данные. Это телефон, e-mail, название юридического лица и его реквизиты. Реквизиты юридического лица это такие непонятные аббревиатуры, как ИНН, КПП, ОГРН и банковские реквизиты. Разбираться вам в них нет никакой необходимости – если такая страница на сайте есть, то это хорошо.
Иногда мошенники пишут название ООО или ИП, ОГРН, а такой фирмы и не существует вовсе. Это легко проверить на сайте налоговой: http://egrul.nalog.ru/. На этой странице вы можете ввести ОГРН или название организации и выяснить, существует такая организация или нет.
Менеджеры интернет-магазина открыты к диалогу
Хорошим признаком является открытость менеджеров к диалогу. Телефон для связи написан крупно и на видном месте, есть группы в социальных сетях, где можно найти профили менеджеров и связаться с ними.
Хорошо, если на сайте есть онлайн-консультант – это небольшое окошко, где можно, не выходя с сайта, пообщаться с сотрудником магазина.
Скорость ответов на email также говорит о заинтересованности менеджеров в работе с вами. Если компания серьёзная, то на письма должны приходить оперативные и вежливые ответы. Если вы не получаете ответ на письмо в течение недели, то можно задуматься, а когда вам отправят товар, если и на письмо не могут ответить.
Сайт выглядит красиво и работает без серьёзных ошибок
Сайт для интернет-магазина – это его лицо, офис и рекламный щит. Если он сделан коряво – это повод задуматься о том, что с этим магазином не так. Вы ведь не покупаете еду в сомнительных магазинчиках в районах трущоб? Сайт должен быть красивым, стабильным и понятным.
Также обычно стоит задуматься, если весь сайт состоит из одной единственной страницы, которая очень настойчиво призывает вас купить именно сейчас, не обдумывая покупку. Часто там есть таймер с обратным отсчетом, обещания скидок в 50% только в ближайшие три часа и так далее.
В самих акциях с четким сроком окончания нет ничего плохого, но обычно таймер должен истекать, а акция – заканчиваться. Зайдите на этот сайт из другого браузера – и вы увидите, что обратный отсчет начался сначала. Все это должно вызвать у вас подозрение – скорее всего вас пытаются обмануть. В цене, в сроках доставки или в каких-то других нюансах – это выяснится уже в процессе.
Телефоны на сайте работают, с вами вежливо и понятно разговаривают
Теперь настало время проверить, как с вами поговорят менеджеры магазина. Позвоните по телефону на сайте и задайте какой-нибудь несложный вопрос. Спросите, как быстро они отправят заказ, сколько будет стоить доставка или что-нибудь еще. Не важно, что эта информация уже есть на сайте. Вам важно услышать то, как вам будут отвечать.
Ответы должны быть простыми, понятными, и отвечать вам должны вежливо. Если менеджер путается, говорит непонятно и пытается побыстрее закончить разговор – это минус и говорит о качестве сервиса.
Отзывы
Стоит поискать отзывы об интернет-магазине. Они могут быть на сайте или в группах в соц.сетях – не важно где, где-нибудь они точно будут. Плохие или хорошие – не столь важно. Учитывайте, что отзывы оставляют обычно недовольные покупатели – если все хорошо, то человеку просто лень оставлять отзыв.
Молчаливое одобрение – это нормально, а плохие отзывы могут рассказать о магазине и хорошее, особенно, если менеджеры отреагируют на них адекватно.
Иногда на сайтах публикуют явно поддельные отзывы – их очень легко отличить от настоящих, достаточно подумать, оставили ли бы вы сами такой отзыв. Если нет – скорее всего отзыв поддельный.
Удобные и безопасные способы оплаты
В хорошем интернет-магазине должны быть страницы, на которых понятно описаны способы оплаты и условия доставки. В серьезных интернет-магазинах оплата происходит на самом сайте или на сайте платёжного агрегатора (это сайты, которые берут на себя перевод денег продавцу, из проверенных – это payanyway.ru, robokassa.ru, assist.ru).
Если вместо удобной формы оплаты вы видите просто номера кошельков Яндекс. Деньги, Вебмани или Qiwi, на которые вам предлагают перевести деньги – это значит, что владелец интернет-магазина просто указал свой личный кошелек, и возврат денежных средств по заказу в случае чего не гарантирован. Такой платёж не безопасен и в принципе ни к чему не обязывает продавца, потому что он уходит не официальной компании, а физическому лицу.
В хороших интернет-магазинах обычно есть возможность оплатить пластиковыми картами VISA и Mastercard – это наиболее безопасный и удобный для покупателя способ оплаты. В случае, если интернет-магазин окажется плохим, – вы легко сможете позвонить в банк и запросить отмену транзакции, что заставит банк разобраться в ситуации.
Условия доставки товара
Выясните условия доставки товара. Во-первых, стоит узнать, какой транспортной компанией вам будут доставлять заказ: будет это Почта России, EMS или что-то еще. А во-вторых, откуда вам будет отправлена посылка: из России или из-за рубежа?
Часто интернет-магазины торгуют тем товаром, которого у них нет на руках, но есть у их партнеров за рубежом. В таком магазине вы покупаете товар, а затем партнёр магазина отправляет вам товар из-за границы.
Это называется drop shipping. С одной стороны это удобно, поскольку часто в таких магазинах очень большой выбор и довольно низкие цены. С другой стороны, товар может идти к вам течение 2-3 месяцев, и в конце концов прийти бракованным, а магазин не понесет никакой ответственности. Вам, возможно, вернут деньги, но кто оплатит месяцы ожидания и потраченные нервы?
Лучше, если товар находится в России. Обычно это означает, что в течение недели-двух он окажется у вас, в каком бы уголке России вы ни находились. У нас в магазине в среднем доставка Почтой России занимает полторы недели и до двух недель, если это Дальний Восток.
Гарантия, договор-оферта, соглашение о персональных данных
В хороших интернет-магазинах чаще всего можно найти информацию о гарантии на товар. Это не обязательно – вас в любом случае защищает закон о защите прав потребителей. Но хорошо, если интернет-магазин это указывает.
Также можно поискать договор-оферту, на условиях которого вы покупаете товар в интернет-магазине, и соглашение об обработке персональных данных. Вряд ли вы там найдете что-то интересное – обычно они типовые. Но хорошо, если интернет-магазин их выкладывает.
Сложно что-то сказать о магазинах, которые реализованы как группы в социальных сетях (Facebook, Вконтакте, Instagram и других). Такая группа может оказаться как вполне надёжным интернет-магазином, просто реализованным внутри социальной сети. А может оказаться совершенно ненадёжным, а иногда мошенническим предприятием. В любом случае, все предыдущие 8 признаков можно применять и к таким магазинам. Не стесняйтесь проверить все, что описано выше – все это можно реализовать и в социальной сети, если владельцы конечно настроены серьезно.
Особое внимание следует уделять наличию опубликованного договора-оферты. Именно договор-оферта и будет действовать, если вы что-то там закажете. Если ее нет – то вы просто перечислили деньги (или оплатили наложенный платеж) каким-то людям и надеетесь на их благородство в выполнении взятых на себя обязательств. Без договора-оферты вы вряд ли сможете предъявить какую-то претензию, например если товар окажется бракованным.
Чтобы обладать полной уверенностью в том, что интернет-магазин – хороший, вам придется попробовать что-то там заказать. Но эти 8 признаков помогут вам и до заказа понять, насколько достоин тот или иной магазин вашего доверия. Чем большим количеством признаков обладает интернет-магазин – тем больше ему можно доверять.