Зло – штука всеобъемлющая, и даже в таких узких областях, как фриланс, можно встретить заказчика, который обманет вас, благополучно исчезнув с вашей только что выполненной работой. Интернет – рынок труда в России только ранней на стадии развития, поэтому ошибиться порой бывает легко. Тем не менее, все работодатели - мошенники имеют некоторые схожие черты, поэтому есть шанс сразу понять, что вам платить не собираются.
Признак 1: заказчик за вас подсчитывает зарплату.
Во фразах в стиле «За одну статью вы будете зарабатывать по 70 рублей, и, если писать по 3 статьи в день, можно зарабатывать 6300 в месяц!» чувствуется явный подвох. Вакансия – это не реклама и не приглашение к участию в лотерее. Настоящий заказчик понимает, что вы сами можете подсчитать, сколько будете зарабатывать и при каких условиях.
Признак 2: вам предлагают приобрести что-то для работы.
Самый распространенный вариант – вам пишет якобы представитель издательского дома с целью нанять вас для переписывания текста с аудиодисков. Но перед этим вам нужно их купить, т.к. сейчас у издательства нет денег для отсылки их вам. Просьба предоплаты – верный признак обмана.
Признак 3: нечеткое ТЗ.
Зачастую злоумышленники пишут техническое задание, которое можно трактовать по-разному. И, когда вы отправляете работу, заявляют вам, что она не соответствует требованиям, а значит, и оплаты за нее не будет. Причем вашу статью после этого могут вполне спокойно продать.
Признак 4: неуважительное отношение.
Если с первых минут общения вы слышите нелестные отзывы в свою сторону, будьте готовы однажды, после выполнения большого заказа, услышать: «Да не буду я вам ничего платить, вы ведь …» и далее может быть указана совершенно любая причина. Проблема не в вас – иногда это просто способ мошенничества.
Признак 5: работодатель не предоставляет информации о себе.
Иногда в профиле заказчика указана только страна, город или имя. В таких случаях следует быть осторожнее: ведь как, в случае чего, вы будете искать заказчика Ивана, проживающего в Альметьевске? Другая «фишка» обманщиков – странные и редкие имена, вроде Семирамиды Афанасьевны или Феофилактия Криптоновича. Может, это, конечно, и литературный псевдоним, но зачем он работодателю?
Конечно. Многие аферисты работают безупречно, и вычислить их бывает трудно даже самому хитрому и осторожному фрилансеру. И если вам все-таки попался недобросовестный заказчик, помните: закон на вашей стороне.
Еще о копирайтинге: