Зачем заказчики идут к фрилансерам? В подавляющем большинстве случаев — за экономией. Почти всем фрилансерским услугам есть аналоги в виде компаний — студий, агентств и т. п. Но ценник у компании значительно выше, ведь у компании много издержек, а фрилансер содержит только себя. Поэтому разница в цене услуг может составлять несколько порядков. При этом непосредственным исполнителем заказа может оказаться один и тот же человек (компании тоже часто используют фрилансеров как субподрядчиков). Ну, а раз так, то зачем платить больше? И идет заказчик счастья пытать на бескрайних просторах фрилансерских бирж.
А дальше частенько начинается традиционная песня с грубыми словами. Заказчик ругается на исполнителя, который все сделал не так и сроки провалил, а исполнитель клянет заказчика, который, платя копейку, хочет на сто рублей и все время меняет свое «видение». И конца-края этим пререканиям нет.
А все потому, что есть тайная и секретная информация, которой не обладают ни заказчики, ни исполнители. Овладение ею производит волшебное влияние на бизнес-процессы — с небес спускаются ангелы тихой радости и производительности, работа спорится, продукт выдается по утвержденному графику. А без нее — ничего такого нет, сплошные страдания, раздоры и горести.
Магическая формула звучит так: «Фрилансер — это не компания!».
Практически все заказчики, имеющие проблемы с фрилансерами, полагают, что главное отличие между фрилансером и компанией — в уровне цены. И это принципиальная ошибка, от которой и идут все беды.
Обращаясь к фрилансеру, такой заказчик ожидает того же уровня организации и менеджмента, что и в условной компании. Высокого уровня переговоров, самопрезентации, трезвого подхода к обязательствам, четкого контроля сроков работы. Но в компании эти функции чаще всего лежат на разных, специальных людях. Одни проводят переговоры, другие ставят задачи и контролируют их исполнение, третьи — задачи выполняют.
Так вот, фрилансер — это именно конечный исполнитель, который, например, может быть отличным, просто великолепным дизайнером, но абсолютно никаким переговорщиком. И иметь проблемы с планированием времени. И не уметь самостоятельно со слов заказчика составить задание на дизайн.
В итоге — проблемы. Заказчику рекомендовали человека как очень крутого специалиста, портфолионедовольные друг другом. — выше всяческих похвал, а процесс пошел вкривь и вкось. И расстались,
Безусловно, есть золотой фонд фрилансеров, обладающих всеми этими компетенциями «в одном флаконе». Но, во-первых, их реально мало, во-вторых — цены на их услуги зачастую превышают цены в аналогичных компаниях, а в-третьих — бывает, что компетенции переговорщика и планировщика перевешивают у них, собственно, нужные навыки. Перекос происходит в другую сторону.
Итак, повторим. Фрилансер — это не компания. Поэтому, если мы хотим получить от работы с фрилансером хорошую отдачу, то мы не должны ждать от него того же уровня менеджмента. Напротив — мы должны взять на себя те функции, которые в компаниях лежат на коллегах нашего исполнителя. Примерно так:
Мы должны заранее максимально четко и детально описывать стоящую задачу. Здесь нет никого, кто будет долго и тщательно сортировать наш поток сознания и облекать его в форму техзадания. Если мы не сделаем этого сами, проект будет под угрозой с самого начала.
Мы должны четко планировать бюджет. Если он мал — работать с теми, кого эти деньги устраивают, не стараясь «прогнуть» дорогого исполнителя. Ведь если даже мы уговорим его работать на неинтересных условиях, то очень велик риск, что проект просто бросят на полпути.
Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы у исполнителя не осталось неотвеченных вопросов. Все заданные вопросы должны быть закрыты, но более того — мы должны стараться понять, про что исполнитель забыл или не подумал спросить. В компании за этим следит руководитель проекта, проект-менеджер. При работе с фрилансером это должен делать сам заказчик.
Мы должны проявлять опыт и мудрость в отношении сроков. Сроки, называемые исполнителем, нужно утверждать, но для себя умножать их на полтора-два — практика показывает, что быстрая самостоятельная оценка исполнителем, как правило, неверна. В этом нет никакого злого умысла — профессионал оценивает задачу, исходя из опыта решения подобных, по заданным условиям, но в процессе всегда появляются новые обстоятельства. То заказчик решит что-то изменить, то придет в голову интересное решение, которое нужно обдумать. Точное соблюдение сроков возможно лишь на самых простых задачах, требующих нескольких часов на исполнение. Кстати, если исполнитель называет срок «три часа», смело ориентируемся на сутки.
Мы должны четко понимать границы возможностей человека и не соблазняться предложениями сделать мегапортал в одиночку за два дня. Нужно выяснять подробности, но, скорее всего, исполнитель неадекватно оценивает задачу. Если мы не будем слепо ловиться на такие сказочные предложения, будет гораздо меньше оснований для конфликтов.
Мы должны сами управлять взаимодействием и информационным обменом. Выяснять состояние дел, назначать «контрольные точки», делать промежуточные отчеты — все это наша задача. Мы должны быть готовыми описать и регламентировать все этапы взаимодействия, не оставляя в них белых пятен, про которые каждая сторона думает, что «это и так очевидно». Очевидность у каждого своя.
И вот когда мы крепко осознаем тот простой факт, что при работе с фрилансером вся ответственность за менеджмент ложится на заказчика, и начнем эту ответственность на себя брать — работа с фрилансерами начнет приносить истинное удовольствие и окупаться многократно.
А без этого — лучше и не пытаться.
Источник: «E-xecutive».
О нужном:
Пообщаться сегодня можно не только по телефону, но и с помощью Интернет в различных социальных сетях, которые предлагают как общение, так и знакомства с огромным количеством людей. Ну, а если вы - парень, то у вас тоже есть шанс встретить свою половинку.