Каждому из нас неоднократно доводилось находиться и в роли новичка, старающегося закрепиться в компании, и в роли того, кто пытается понять, что за человек его новый коллега, можно ли с ним сработаться. Поэтому, прежде чем разрабатывать тактику поведения во время испытательного срока, проанализируйте свой собственный опыт в каждой из этих ипостасей, а также прислушайтесь к советам и предостережениям специалистов.
В поисках информации
Временами мы сожалеем о поспешно сказанном слове или сделанном шаге, но изменить ситуацию бывает довольно трудно, если вообще возможно. А причиной таких проблем чаще всего является недостаток данных. Никогда не забывайте об этом, приходя на новую работу, ведь сейчас вы знаете очень мало, поэтому время для решительных действий еще не пришло. Вырабатывайте стратегию своего поведения, только собрав воедино все имеющиеся у вас сведения. Казалось бы, что можно понять за один-два дня? На самом деле, довольно много.
«Чтобы определить существующие в компании нормы, используйте в том числе и косвенные признаки, – советует Елена Загурская, менеджер по персоналу ООО «Экологическая компания». – Например, вспомните ваш первый день на новой работе: вы долго простояли на проходной, потому что заранее не был заказан пропуск, или вам предложили придти на час позже официального начала рабочего дня, чтобы для вас успели выписать нужные документы? Было ли заранее подготовлено рабочее место или все делалось впопыхах? Занимается вами какой-то конкретный сотрудник или вас постоянно отсылают от одного к другому?
По этим и другим показателям можно определить уровень организованности в компании: если он высок – старайтесь ему соответствовать, если низок – вам придется все держать под контролем, чтобы не стать жертвой чужого разгильдяйства.
Присматривайтесь к мелочам и деталям, ведь ваша задача – не выбиваться из общих правил в манере одеваться, общаться с другими сотрудниками, обращаться к руководству. Ориентируйтесь на то, как ведут себя остальные, и поступайте, если не в точности так же, то хотя бы не наоборот».
Умение оценить обстановку даже по незначительной информации – очень полезное качество, оно пригодилось менеджеру по продаже торгового оборудования Елене Н.: «Когда я пришла на новую работу, то была сильно удивлена отношением коллег: мне выделили самый неудобный, старый стол, кресло с отломанным колесиком, неработающий калькулятор и т.п. Огромных трудов мне стоило собрать себе все необходимое и уговорить коллег, немного передвинуть мебель, иначе на меня постоянно дуло из окна. Потом по оговоркам сотрудников я выяснила, что мне должно было достаться и место получше, и работающие инструменты, но, как только ушел мой предшественник, остальные прихватили себе все, что плохо лежало, а для новичка собрали весь «мусор». И хотя в целом ко мне относились вполне доброжелательно, я поняла, что здесь можно ожидать любой интриги. Это знание на первых порах меня очень выручало и помогло не стать жертвой склок и дрязг. Но как только появилась возможность, я перешла в другой отдел, где была более комфортная обстановка».
Стерпится-слюбится
Но и собрав всю необходимую информацию, не спешите переходить к «боевым» действиям. По статистике, в течение первой недели большинство новичков испытывает... раздражение. Не нравится все: система пропусков, расстановка мебели в комнате, организация работы, порядок учета, то, как сотрудники разговаривают с клиентами, как работает сайт и т.п. На этом этапе люди часто совершают самую распространенную ошибку: пытаются корректировать систему под себя и, разумеется, негативно настраивают своих новых коллег.
Пример такой ситуации описывает системный администратор Сергей К.: «В самом начале моей карьеры я устроился работать в ИТ-отдел одной довольно крупной организации. Опыта у меня было не так уж много, но зато амбиций хоть отбавляй. Разумеется, мне все показалось устаревшим, неэффективным, неудобным и т.п. Через неделю испытательного срока у меня было промежуточное собеседование с директором, на котором я выдал ему целый список различных «недочетов», которые мне удалось обнаружить. Мне даже в голову не пришло что-то согласовать с начальником отдела. Не говоря уже о том, что большинство обнаруженных мной проблем, с которыми я так решительно предлагал бороться, на самом деле таковыми не являлись. Хорошо, люди попались понимающие, списали все на молодость, но когда я, вникнув в систему, осознал всю глупость своего поведения и познакомился поближе с людьми, которых обвинял в непрофессионализме, мне было ужасно стыдно».
Чтобы такого не произошло, вы должны помнить, что чувство неприятия вполне естественно, но это не значит, что надо идти у него на поводу, вести себя заносчиво, давать всем советы и т.п. Просто постарайтесь не сопротивляться тому, что происходит, подойдите ко всему открыто и примите существующие правила. Прежде чем делать какие-то выводы, надо хорошо знать все особенности компании.
«Испытательный срок – это не только проверка профессиональных качеств, но и способности будущего работника вписаться в коллектив, – добавляет Елена Загурская. – Я бы порекомендовала для начала как можно скорее познакомиться с сотрудниками компании: их помощь и доброжелательное отношение упростят процесс адаптации. Вот несколько советов о том, как завоевать расположение своих новых коллег.
Избегайте категоричных и прямолинейных высказываний и резкой критики. Не стоит постоянно ссылаться на правила, царившие на вашей прежней работе, – это вряд ли кому-то понравится.
Проявляйте искренний интерес к окружающим. Не навязывайтесь с общением, но и не «закрывайтесь». Дайте возможность людям узнать вас получше.
Не будьте зазнайкой – не скупитесь на комплименты другим. Если вы похвалите кого-то, подчеркнете его заслуги, то это не уменьшит ваших достоинств. Помните, у вас еще будет время проявить свои таланты, внести рацпредложения, что-то изменить и т.п. Просто покажите, что вы справитесь со своими обязанностями и никому не причините вреда или беспокойства.
Не набрасывайтесь на всю работу сразу, не стоит за один день пытаться свернуть горы. Держитесь того темпа, который вам будет по силам и дальше.
Прислушивайтесь к советам и замечанием коллег. Постарайтесь получать у них отзывы о том, что вы делаете для своевременной коррекции поведения».
В погоне за тенью
Но наладить контакт с коллегами – это только полдела, еще вам предстоит выстроить отношения с вашим предшественником! Пока вы не узнаете, как его воспринимал коллектив и при каких обстоятельствах он покинул компанию, лучше воздержаться от оценок его деятельности, иначе можно оказаться в очень неловкой ситуации, как, например, произошло в случае, рассказанном бухгалтером Викторией Д.: «Главным бухгалтером в нашей компании работала очень хорошая женщина – добрая, отзывчивая, понимающая. Она отдала этой организации много лет безупречной работы, поэтому, несмотря на пожилой возраст и ухудшающееся самочувствие, руководство ее не увольняло, а мы помогали, как могли, ведь каждому из нас она в свое время тоже помогла. Но, к сожалению, болезнь взяла свое, она ушла на больничный. Новая главбух оказалась дамой решительной и хваткой. Тут же принялась наводить порядок и перестраивать все под себя. Причем постоянно отпускала едкие замечания в адрес своей предшественницы. Я понимаю, в чем-то работа была запущена, но основная причина была даже не в этом, а просто в другой системе. Но как бы то ни было, ей не стоило так высказываться, даже если она и была права. Для нас слышать ее язвительную критику было очень неприятно. Поэтому, несмотря на то, что специалист она была в целом хороший, мы добились от руководства ее увольнения».
Ваш предшественник мог быть любимцем коллектива или тем, кто всех постоянно раздражал, безотказным тружеником, на которого спихивали всю работу, или оппозиционером, критикующим начальство – в любом случае, вам «в наследство» достается определенный стереотип. Но не стоит пытаться копировать этого человека или стараться занять его нишу. Лучше всего просто дать возможность людям к себе привыкнуть, не пытаясь сыграть на контрасте или, наоборот, подстроиться под существующую роль.
Фиксация результатов
Окончание испытательного срока, как правило, сопровождается финальной проверкой, позволяющей понять, насколько новый сотрудник соответствует требованиям компании. Существует несколько способов проведения такой аттестации.
Адаптационный лист
Во многих компаниях вводятся специальные бланки учета работы сотрудника, в которых люди, отвечающие за его адаптацию (руководитель тренинга, наставник, непосредственный начальник, коллеги, HR-специалист и другие), должны оценить его работу. Такой подход хотя и немного формальный, но удобен тем, что сразу можно увидеть, что делал человек за время испытательного срока, какие занятия он посетил, был ли с ним проведен инструктаж и т.п.
Отнеситесь к заполнению листа ответственно. Все отметки собирайте своевременно. А когда срок на исходе, сами подойдите с этим листом к представителю кадровой службы, покажите, что вы заинтересованы в трудоустройстве.
Отчет наставника
В небольших организациях, чтобы зачислить человека в штат или, наоборот, предложить расторгнуть отношения, достаточно отзыва наставника о качестве его работы.
Поскольку не все достижения новичка можно формализовать в виде оценок и соответствия каким-то критериям, в адаптационном листе могут быть упущены важные детали, в то время как «живой» человек может увидеть прогресс «испытуемого», его подход к работе, инициативность, исполнительность и многие другие качества. Иногда по результатам работы может показаться, что человек не очень хорошо справляется, но если наставник видит в нем перспективу, динамику, то он скажет об этом руководству. Конечно, и у этого способа есть недостатки – все-таки это субъективное мнение одного человека.
Обратите внимание на то, что если вы уже хорошо знаете свои обязанности, подружились со всем коллективом, как часто бывает в небольших фирмах, и уверены, что данная компания вам подходит, то можно попытаться поговорить с наставником о досрочном прекращении испытательного срока. При желании он может инициировать этот процесс от своего имени.
Ассесмент-центр
Метод деловой игры – достаточно новый способ для оценивания кандидатов, и чаще всего он применяется в крупных компаниях с привлечением внешних консультантов. Поскольку в оценивании принимают участие несколько независимых специалистов, этот подход может считаться достаточно объективным. Но применять его имеет смысл далеко не всегда, ведь для человека такой «экзамен» может стать стрессом. Кроме того, эти люди не работали с ним некоторое время бок о бок, а значит, могут не знать каких-то важных вещей.
Если оценивание ваших способностей будет проходить во время участия в деловой игре, то ваша задача проявить себя достаточно ярко, активно и, самое главное, в соответствии с теми нормами, которые приняты в данной компании.
Мнение руководителя
Как ни странно, но понравиться начальнику на этом этапе значительно проще, чем расположить к себе коллектив. Достаточно просто показать, что вы собираетесь хорошо работать и можете выполнить все возложенные на вас задачи. Ведь окончание вашего испытательного срока и для него принесет облегчение – не надо больше никого искать, проводить собеседования, распределять обязанности отсутствующего сотрудника на других и т.п. Поэтому не обязательно демонстрировать какие-то особенные достижения, просто покажите, что с вами будет комфортно работать.
Если в вашей жизни уже были ситуации, когда вам не удавалось преодолеть барьер испытательного срока, подумайте, что было тому причиной – недостаточный профессионализм или несложившиеся отношения с новым коллективом? Постарайтесь проанализировать свои ошибки и избегайте их повторения. Трудовая жизнь редко складывается гладко и состоит из одних побед, но если вы будете извлекать уроки из поражений, ваша карьера резко пойдет в гору.