И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
А. С. Пушкин
Это очень простая, пресная до обыденности история. Среднестатистический человек просыпается в серийной квартире под звон серийного будильника, пьет серийный растворимый кофе, смотрит серийные (по всем каналам одни и те же) новости, садится в серийный автомобиль, едет на работу, где выполняет серийные обязанности, для того, чтобы покупать себе серийные продукты, одежду, получать серийные удовольствия. Примерно так начинается фильм «Ирония судьбы».
Такая жизнь подобна хорошо отлаженному конвейеру. Стоп. Отмотаем назад. Почему же получилось так, что все как один хотят пить «Колу», стирать «Тайдом», бриться «Жилеттом», и если речь идет о машине, то в мечтах рисуется именно «Мерседес»? Вроде бы на вкус и цвет товарищей нет? На самом деле этот недостаток легко поправим, и вам быстро подыщут товарищей по интересам, или же вас самих определят в уже сформированную группу товарищей. В принципе, появляясь на свет, человек уже отождествляется с этой группой — с обществом, массой, публикой, большинством. «Человек принадлежит обществу», — говорит Гоголь устами своих «игроков». А где есть общество, там естественным образом появляется общественное мнение (т.е. мнение большинства) и общественные отношения (по-английски Public relations, сокращенно — Pr). «Связи с общественностью» — возможны ли они без уподобления толпе?
Считается, что впервые определение пиару дал Томас Джефферсон — третий президент США (1801 — 1809). Управление общественным мнением. Ах, вот оно что! Значит, наше с вами мнение кто-то может изменить? А для чего? Или спросим по-маrкиавеллевски: «А кому это выгодно?» Ответ ясен: тем, кто что-то продает нам с вами. Тем, кто стоит во главе нашего индустриального общества, рассчитанного на одинаковых людей с простыми алгоритмическими потребностями. Две буквицы — Pr… Здесь я, наконец, поясню свой несколько высокомерный тон. Дело в том, что «продавцы» играют на достаточно низменных человеческих чувствах, даже, я бы сказал, инстинктах — врожденных эгоистических доминантах. Хотя внешне все выглядит вполне пристойно — продавцы лишь создают поводы для привлечения внимания масс, или заняты «упаковкой» и тиражированием идей и товаров. Для этого существует множество пиаровских приемов, которые точно бьют в цель, то есть формируют и корректируют общественное мнение. Ну а дальше начинается гонка за всем НОВЫМ. Едва вы успели выплатить кредит за компьютер, как появляется более мощный. Купили сотовый телефон — через пару месяцев в продаже появится такой же, но со встроенной видеокамерой! Автомобиль с более тихим двигателем так и «продвигают» в ваше созание. Кстати, глагол «продвигать» в бизнесе всё чаще заменяют словом «пиарить». Не говорю об одежде, мода на которую меняется ровно раз в сезон. Таким образом, человек начинает «отставать» от вещей и бросается за ними в погоню!
Эффективность рекламы, которая вооружена до зубов техникой пиара, во многом зависит от использования подсознательных стремлений человека компенсировать это отставание за счет неких символов — норковой шубы, дорогой обуви, современной бытовой техники, членством в фитнес-клубе и т.п. Этот эффект комически описан у Ильфа и Петрова на примере заочного соперничества «людоедки» Эллочки Щукиной с дочерью миллионера Вандербильда. Эту погоню поощряют две формулы пиар-технологов, скрытые за фасадом рекламных кампаний: «Покупайте, потому что этого нет ни у кого» и «Покупайте, потому что это очень похоже на то, что уже есть у других».
Обычный человек боится стать «белой вороной» и сойти с дистанции, прекратить участие в этой потребительской гонке. Но… Здесь автор сменит тон и посмотрит на обстоятельства с другой стороны. Идущий по вышеописанному пути «цивилизованный человек» живет не в пещере, не в шалаше, а в квартире с водопроводом, электричеством и остальными облегчающими жизнь удобствами. Он не кормится охотой или рыбалкой, а приходит в гипермаркет, где выбирает среди сотни разных сортов свои любимые продукты, порой даже не требующие длительного приготовления. Общество пытается заботиться о здоровье своих членов, о подрастающем поколении, об элементарном удобстве существования, — все это необходимо для выживания. В идеале человечество хочет жить на всем готовеньком. Футуристические романы эксплуатируют описание мира, в котором за людей все делают машины. Какая же роль в этих романах отводится человеку? А человек просто созерцает! Но это только в книгах.
Потребительское же общество не оставляет времени для созерцания. Где же выход из этого замкнутого круга пиара — то белого, то чёрного? Он заключен в нашем главном человеческом праве — праве выбора, ведь даже если нам в глаза смотрят одни и те же этикетки, нам нужно только опустить глаза вниз, и на нижних полках нам улыбнутся другие (этикетки). Кроме «колы» есть десятки сортов лимонада с другими ароматизаторами. Кроме «Тайда» — сотни других стиральных порошков. Да и «Мерседес» — не единственный дорогой и надежный автомобиль. На рынке продавцы тоже всегда кричат, что их дыни самые сладкие, вкусные и сочные, но мы можем и должны выбирать ту, которая нравится нам самим! А если дыня нам вообще не нужна, то мы ее и не купим.
Этот подход необходимо использовать во всем, что касается потребления: от покупки спичек до выбора квартиры, от просмотра телепрограмм до покупки офисного. Доверять только своему мнению очень легко и очень трудно одновременно, так как все время будет возникать желание оценить свои поступки и действия с точки зрения других людей. Так вот, если такое желание возникает, просто думайте о чем-то другом — и непременно о хорошем!