Производители фотоаппаратов больше не выпускают дешевые оптические «мыльницы». Век фотопленки закончился. И вместе с ним исчезли многочисленные пункты фотоуслуг, некогда приносившие хороший доход. Торжествующая «цифра» быстро изменила потребительскую психологию. Зачем тратиться на бумажные фото, если сделанные снимки можно бесплатно посмотреть на экране домашнего компьютера или телевизора? Предложение на фоторынке в том виде, в котором он сложился в 1990-х годах, превысило спрос. Рынок оказался в кризисе.
Многие игроки уже ушли и, скорее всего, еще уйдут, оказавшись невостребованными.
А сегодня выживают, во-первых, крупные цифровые салоны, а во-вторых, те фотомагазины, которые имеют лучшее оборудование и оказывают наиболее широкий спектр услуг и фотоаппараты которых отвечают всем современным требованиям, как на сайте.
Вместе с тем до сих пор есть магазины, где фотографии печатаются исключительно с пленки. Если они не приобретут цифровое оборудование и не расширят свои возможности, их судьбе не позавидуешь.
Проблема усугубляется распространением домашних принтеров, качество фотопечати которых лишь немного уступает лабораторному. Да, карточка, сделанная в домашних условиях, стоит дороже. При формате 10х15 см это примерно 7-10 рублей, тогда как в профессиональном салоне за такую же услугу попросят заплатить всего 5-6 рублей. Но ведь затраты времени на визит в салон тоже чего-то стоят. Если потребителю нужно напечатать несколько фотографий, понятно, он предпочтет это сделать дома. К услугам фотолабораторий обращаются чаще те, кому нужно получить большое количество отпечатков. Но много ли для этого поводов? Путешествие? Свадьба? Большинство россиян будут становиться клиентами фотосалонов только от случая к случаю.
Значит, у фотобизнеса больше нет никаких перспектив для развития? Профессионалы утверждают, что это не так.
Да, сегодня печать фотографий для многих игроков убыточна. Оптические заказы падают, а «цифра» не покрывает объемы потерь. Но посмотрите на Запад: мы повторяем его путь с опозданием в три-четыре года. За рубежом рынок фотопечати тоже был в кризисе, однако сейчас он постепенно начинает расти. В будущем в России ситуация изменится в лучшую сторону: постепенно увеличивается парк цифровых фотоаппаратов, а чем больше фототехники на руках, тем больше будут печатать.
Впрочем, чтобы преодолеть стагнацию, российские компании, занимающиеся фотобизнесом, и сами должны измениться. Что делают те, кто нацелен на рост своих грядущих доходов? Создают собственные фабрики печати.
Естественно, низкие цены сказываются на объеме выручке с каждой точки. Но, с другой стороны, собственная фабрика печати позволяет оптимизировать бизнес-процессы и снижать издержки. У сети «Мультифото» нет необходимости размещать в салонах мини-лаборатории. Она может открывать павильоны разного формата и небольшой площади – от 5 кв. м до 20 кв. м, что автоматически снижает арендную плату и позволяет гибко подходить к выбору помещения.
У такого формата есть своя специфика: срок исполнения заказа составляет не менее 24 часов. Насколько это удобно – решать каждому отдельному потребителю. Но для тех, кому важно качество печати, «Мультифото» – хороший вариант.
Сеть «Пленки.нет» – пример другого распространенного формата. Это салоны с собственными мини-фотолабораториями, которые ориентируются на мгнов
Самая крупная статья расходов при открытии пункта фотопечати, оснащенного мини-лабораторией, – приобретение цифровой мини-фотолаборатории. В зависимости от функциональных возможностей она может стоить от $70 до $150 тыс. Кроме того, необходимо помещение площадью хотя бы 15 кв. м.
В зависимости от используемой бумаги и химикатов себестоимость одной фотографии размерами 10х15 см обычно колеблется от 1 рубля до 1 рубля 20 копеек. А клиент платит за одно фото в среднем от 5 рублей в Москве до 7-9 рублей в регионах. Следует приобретать такую лабораторию, которая позволила бы оказывать клиентам широкий спектр услуг цифровой печати: изготавливать календари, открытки, визитки, фотографии в нарисованных рамках, делать панорамные отпечатки 30х90 см.
Чтобы лаборатория функционировала бесперебойно, важно также, чтобы поставщик оборудования имел возможность оперативно снабжать покупателя запасными частями. Обычно это под силу только достаточно крупным компаниям. Noritsu, например, имеет большой склад запчастей в Москве и поставляет под заказ любые детали. При установке оборудования инженеры этой компании бесплатно обучают работе на нем сотрудников магазина-клиента. А впоследствии всем покупателям оборудования предоставляется сервисное обслуживание, они могут в любой момент проконсультироваться с дежурным инженером прямой телефонной линии.
Сколько мини-лабораторий понадобится для оснащения фотобизнеса современной техникой – это зависит от стратегии каждой отдельной сети. Скажем, если ставка сделана на умеренные цены, а скорость выполнения заказа не подается как главное преимущество, ставить минилаб в каждом магазине не обязательно. Можно оборудовать им один фотоцентр и замкнуть на него несколько пунктов, принимающих заказы у клиентов.
Другой путь оптимизации бизнес-процессов – работать под брэндом известных мировых компаний.
Еще один тренд, о котором стоит рассказать, – онлайновая фотопечать. В России эта услуга появилась довольно давно, однако как бизнес она развивается лишь пару лет. По разным оценкам, объем этого рынка в России в прошлом году составил $12 млн., а в этом году ожидается двукратный рост.
Однако игрокам, которые стартуют с нуля, быстро подняться на подобных онлайн-услугах будет сложно. Важно быть не просто посредником, принимающим заказы через Сеть, но и самим эти заказы выполнять. И, кстати, уже сегодня почти все крупные игроки на рынке фотопечати так или иначе принимают заказы через Интернет.
Как видим российский рынок фотопечати постоянно в поиске новых возможностей для развития. У двух бизнес-форматов, показавших свою жизнеспособность, разные модели и клиенты. Крупные промышленные фабрики ратуют за увеличение прибыли с помощью снижения производственных издержек, удешевления услуг и увеличения потока заказов. Сети мини-лабораторий стремятся зарабатывать на высокой марже, извлекаемой за счет ускорения процесса фотопечати. Однако и тем и другим игрокам для успешного развития важно вводить в ассортимент новые услуги, предоставляемые на основе цифрового принта.