Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.
(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную западными благоглупостями про мотивацию и самодисциплину. Нда, может, такие советы и нужны американским школярам, но давно ведь известно – что американцу хорошо, то русскому – кузькина мать)
Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.
Совет номер ноль. Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:
1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?
2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?
3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?
4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?
Совет номер один. Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:
1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?
2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?
3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?
Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими жизненными целями. Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.
Совет номер два. Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:
Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”. И не стесняйтесь прогуливать, предварительно договорившись со старостой группы;) Зачастую изучаются действительно никому не нужные предметы – а значит, время можно потратить с куда большей пользой.
Ситуация Б:все с точностью наоборот. Вуз обучает никому не нужной профессии или обучает из рук вон плохо. Тут возможно несколько вариантов:
- если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.
- если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно. Поэтому постарайтесь достоять очередь за дипломом, особо не напрягаясь и используя время не только и не столько для учебы. Подробнее см. ниже.
Совет номер три. Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?
Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:
1. Минимизировать потери времени в универе.
2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.
3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.
4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), эффективного общения (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и самодисциплины (сидеть на обязательных парах).
Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.
Минимизация потерь времени:
в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий - и прогуливал соответственно;
чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами; а если в поликлинике откажут - можно быстро и без проблем заказать справку на сайте http://www.7spravok.com/spravka-095.html, который является "палочкой-выручалочкой" многих студентов
в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.
Выжимание из вуза всего, что можно:
повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
путевка на юг – как, ха-ха, хорошего студента отправили в Сочи;
знакомства и связи.
За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” уверенность в себе, умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!
В общем, главный совет для студентов, который хотелось бы дать, не блещет оригинальностью, но будет, пожалуй, единственно правильным:
Этот совет: относитесь к учебе осознанно. Всегда ясно понимайте свои долгосрочные цели и следуйте им, даже если это мешает учебе. Свои цели – важнее!