Хорошие преподаватели обычно начинают занятия с сентября, а в январе может оказаться, что таких педагогов уже расхватали. Поэтому желательно искать и договариваться заранее, чтобы не пришлось потом выбирать из худших.
Самый надежный источник — это так называемое "сарафанное радио". Обычно этот источник не лжет, однако он не лишен субъективности. Если, например, вам нужен хороший репетитор по обществознанию, а у родственников или знакомых такого на примете нет, познакомьтесь со студентами нужного вам вуза и спросите о репетиторе у них.
Также репетиторов ищут непосредственно в вузе. Поскольку вход сторонним посетителям туда обычно закрыт, проникнуть в вуз можно либо во время дня открытых дверей, либо записавшись на подготовительные курсы. Там вы познакомитесь с преподавателями, наладите с ними контакт, а уже затем они дадут телефон надежного репетитора. Но его дают обычно неохотно, поскольку у такого репетитора уже есть множество желающих с ним заниматься. За хороших преподавателей борются, и им не нужно устраивать пробные бесплатные занятия, промоакции, выезжать на дом.
Самый простой способ — найти преподавателя по объявлению в Интернете или в газете (объявления на столбах расклеивают те, кто не умеет пользоваться более современными методами рекламы). Однако такой способ в наибольшей степени сопряжен с риском испытать на себе преподавательский непрофессионализм (настоящему высококлассному репетитору не приходится усиленно искать себе учеников: они сами просятся, чтобы их взяли). Желательно обзвонить 15–20 кандидатур. Лучшая рекомендация для педагога — факт поступления тех, кто обучался у него ранее. Задайте также уточняющие вопросы об опыте работы, специализации, ценах, месте и времени занятий и т. д. Это позволит сделать выбор.
Желательно отсеивать тех, кто берется учить любому предмету и любого — начиная от детей и заканчивая взрослыми. Если репетитор согласен на что угодно — это признак непрофессионализма и отчаянной нужды в деньгах. "Всеядные" репетиторы знают много всего, но "по верхам", в то время как верность одной теме дает преподавателю возможность изучить ее в тонкостях и нюансах.
А родителям не стоит кичиться своими достоинствами в разговоре с потенциальным репетитором, поскольку тот может просто отказаться от занятий. Ведь для него важна возможность "поставить на место" того, с кем он занимается. Если же родители начнут бравировать своими регалиями и социальным статусом, репетитор начнет подозревать, что с их ребенком наверняка тяжело справиться не только его родителям, но и учителям.
Агентство по подбору репетиторов — это удел самых занятых. Туда обращаются тогда, когда у родителей и у ребенка нет времени и опыта для того, чтобы найти педагога самостоятельно. Эта услуга может обойтись в 250—300$, но качество при этом не гарантировано, поскольку не все агентства дорожат своей репутацией: некоторым гораздо важнее прямо сейчас получить прибыль.
У нас в обществе принято, что чаще подбором репетиторов занимаются родители, хотя, безусловно, старшие классы — это возраст, когда человеку уже давно пора учиться брать ответственность на себя. Даже если мама и папа пока не готовы к этому, им необходимо прислушиваться к вашему мнению. В идеале же выбор репетитора — это не дело родителей, а ответственность самого ребенка, потому что на занятиях будет учиться он, а не родители. В то же время у родителей больше жизненный опыт, и они могут замечать то, чего не заметит ребенок, а также принимать важные решения. В любом случае лучше, когда окончательный выбор делается с согласия обеих сторон — и родителей, и абитуриента.