Пятница, 22.11.2024, 13:21
Меню сайта
Наши теги
Новости Интернет
Статистика
Rambler's Top100
Рассылка "Зарабатывай легко!"

Форма входа
Поиск
Обо всем:
Главная » Статьи » Все о бизнесе » Самосовершенствование

Закономерности запоминания и повторения


 Перечислим следующие основные закономерности запоминания:
После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в ассоциативную связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо помнить следующее:
Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
Запоминать нужно осознанно.
Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить. Но не старайтесь удержать в памяти как можно больше - результаты будут обратные.
Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации — часто пустая трата времени.
Пересказ — это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение — несложным.
Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) — не только мелкие, но и существенные.
Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

Бороться с этим можно следующим образом:
повторять содержание текста;
обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:
чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
медленнее информация забывается после очередных повторений;
чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:
первое повторение — через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный — через 25-30 мин.;
второе повторение — через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал — через 4-5 ч., легкий — через 11-14 ч.);
третье повторение — через 20-30 ч. после второго (интересный материал — через 36 ч., а трудный — через 16-18 ч.).

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:
В течение двух дней: первый день — изучение и повторение частей первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела.
В течение трех дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела, третий день — повторение всего материала.
В течение пяти дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — одно повторение первого раздела, третий день — изучение и повторение второго раздела, четвертый день — одно повторение второго раздела, пятый день — повторение всего материала.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять:
Повторить сразу же после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием. Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять. Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе — примерно через 40-60 мин., третье — в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое — на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.



Поделитесь с друзьями:

Еще статьи:
Читайте в основных разделах сайта:
Категория: Самосовершенствование | Добавил: Anna (03.02.2012) | Автор: Eкaтepинa Eвгeньeвнa Bacильeвa
Просмотров: 3479 | Теги: Повторение, закономерности запоминания и повтор, Запоминание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]