Четверг, 25.04.2024, 13:18
Меню сайта
Наши теги
Новости Интернет
Статистика
Rambler's Top100
Рассылка "Зарабатывай легко!"

Форма входа
Поиск
Обо всем:
Главная » Статьи » Все о бизнесе » Персонал

Полиция кадров: как бороться с несунами


Кристальная честность обычно не входит в перечень обязательных характеристик ценного работника - видимо, подразумевается, что профессионал не станет мелочиться и звонить бабушке в Саратов за счёт работодателя или распечатывать электронные книги на офисном принтере. Статистика, однако, говорит другое: по данным Readers Digest, почти 50% офисных трудяг считают подобное мелкое воровство на рабочем месте... вполне приемлемым. Проконтролировать персонал его трудно, а ущерб не настолько велик, чтобы поднимать шум. Чаще он и вовсе остаётся незамеченным, особенно в крупных компаниях.

Но что делать, если в карманах подчинённых регулярно оседают более существенные «мелочи» - комплектующие дорогостоящих компьютеров, справочники, диски с программами, базы данных, образцы товара? Ответить на этот вопрос согласились представители руководства семи компаний, а прокомментировала их методы Наталья Порфирюк, кадровый консультант и психолог.

Большой брат следит

- Когда у нас стали регулярно пропадать косметические наборы, которые партнёры присылают в качестве рекламного бартера, я решила провести тихое расследование, - рассказала Елена Д., директор рекламной группы издательского дома «Медиатор». - Посоветовалась с мужем, тот - со своей службой охраны, и установила крошечный «глазок»-камеру на свой компьютер, подключенный к. Его никто не заметил, и она (одна из менеджеров) - тоже. И попалась. Я поговорила с ней, мы поняли друг друга, а глазок я теперь не выключаю...

Комментарий психолога: слежка - очень тонкий момент. Если идти на такие крайние меры, надо сделать это по возможности так, чтобы не обидеть подчинённых. Вариантов два - либо поставить скрытые камеры и в случае прецедента разбираться с «несуном» с глазу на глаз (как и поступила Елена), либо официально объявить сотрудникам о том, что в офисе стоит «глаз» - пусть мотают на ус и ведут себя соответственно. Главное ведь - не поймать виноватого, а предотвратить его появление.

Держи вора!

- У нас время от времени пропадала информация - свёрстанные макеты для клиентов кто-то копировал, явно, чтобы продать на сторону, - поделился Олег Ш., руководитель архитектурно-проектного бюро. - Доступ был у пяти человек, я вызвал каждого по очереди к себе в кабинет и сказал, мол, подозреваю в коллективе крота, прошу, если что заметите - поспособствуйте обезвредить. Не знаю, как кто действовал, но через несколько недель один из пяти попросил расчёта и уволился. На этом всё и закончилось.

Комментарий психолога: довольно опасное мероприятие, которое могло обернуться банальным стравливанием коллег между собой. Люди могут таким способом начать пытаться свести счёты с теми, кто им не нравится, переругаться из-за подозрений и запутать всё вконец. Мне кажется, такая схема редко работает как надо.

Позорный столб

- Вынос проблемы на общее собрание - вот что мы предпочитаем делать, - говорит Ирина М., заведующая крупной химлабораторией одного из московских предприятий. - Да, пропадают иногда реактивы, некоторые из них довольно дорогие, их можно перепродать. Мы устраиваем выборочную проверку (кстати, это европейский подход!) и уже несколько раз ловили с поличным. Далее - штраф и разбирательство на собрании. В последнее время кражи стали редкими, люди боятся за свою репутацию.

Комментарий психолога: я бы сказала, это очень крайняя мера, направленная на злостного воришку. Если человек довольно долго третирует коллектив кражами или нанёс достаточно серьёзный урон компании, то, конечно, должен будет ответить. Думаю, конкретно с данным сотрудником на этом работа закончится. А вот другим - яркий пример того, каким бывает возмездие. Ну а отмечать ли факт в характеристике незадачливого - решать вам. Возможно, имеет смысл дать ему шанс начать новую жизнь на новом месте.

Всё вокруг своё

- Бороться с кражами на работе бесполезно, - считает Дмитрий А., руководитель отдела маркетинга трейдинговой компании. - А ловить как-то... недостойно, что ли. Мы богатая организация, что, нам диска жалко? Мы покупаем лицензионные программы, их таскают домой все сотрудники, они пользуются всей офисной техникой для своих нужд... Обычное дело. Махнул рукой и списал, но зато не жалко каких-то конкретных пропаж. Я просто не вникаю.

Комментарий психолога: довольно здоровый подход, и пока единственный, который не вызывает у меня отторжение морального порядка. Руководитель, должно быть, виртуоз по части расчётов рисков и списаний, не приносящих большого вреда бухгалтерии. Чисто психологически это тоже удачный маневр, т.к. снижает желание прибрать к рукам всё, что плохо лежит: в бесплатном магазине и красть неохота.

Тайная канцелярия

- Я хорошо знаю людей, - говорит Николай Р., шеф ресторана авторской кухни, - и если под носом лежит что-то вкусненькое, 99 из 100 не удержатся, чтобы не отщипнуть кусочек. Мы работаем с дорогими, часто элитными продуктами, через руки поваров проходят настоящие деликатесы... и соблазнов полно. А ведь махинации с продуктами кошмарно отражаются на рецептуре - не доложив шоколаду в кейк-амирес, например, вы получите банальный маффин... Одним словом, я призываю своих работников следить друг за другом и информировать начальство о любых неточностях. У нас есть ящик для анонимных писем, и каждую неделю мы проводим разбор полётов. Помогает!

Комментарий психолога: этически неоправданный, но довольно действенный метод. Правда, и довольно громоздкий. Доносительство, особенно анонимное, открывает двери всем «проворным кляузникам». Информация льётся через край, и её обязательно нужно дозировать, отделять правду от вранья и даже от полуправды. Каждый донос требует тщательной проверки.

Актёрские пробы

- Мы проводим регулярные рейды на проверку добросовестности наших девушек, - рассказала Людмила Ш., завотделением сердечнососудистых патологий одной из московских клиник. - Просим кого-то из пациентов попросить медсестру принести «лишнюю» упаковку какого-нибудь дорогого лекарства, пообещать заплатить. На этом часто попадаются, клиника у нас хорошая, снабжение на высоте. Но как ни учитывай расход, всё равно часть медикаментов оседает в карманах халатов медсестер и санитарок. Нам это не надо.

Комментарий психолога: подозрения могут завести очень далеко, поэтому не стоит увлекаться подобными подставами. Это может только разозлить воришку, и если он достаточно хитёр, поймать его таким способом будет непросто. А он продолжит красть уже из мести и желания навредить своему работодателю. Кроме того, крайне низкая моральная оценка метода развязывает руки «несунам»: всякий подличает как умеет.

Ложки больше не покупаю!

- Метод Макаренко помогает мне регулировать естественный отток офисных предметов, - похвалился Родион Г., начальник дилерского центра Mercedes-Benz. - Началось с посуды, которую я купил, чтобы коллектив мог питаться с комфортом, а не из контейнеров. Смотрю, ложек, вилок, тарелок всё меньше и меньше. Купил снова и объявил: больше на меня не рассчитывайте, за каждую пропажу платите из своего кармана. Подействовало! Теперь мои ребята сами следят, чтоб всё было в целости и сохранности и за каждый разбитый стакан душу вынут.

Комментарий психолога: коллективное сознание не всегда просыпается как по заказу. Вместо слаженного дисциплинарного прогресса может произойти раскол коллектива на несколько групп, обвиняющих друг друга в воровстве или транжирстве общественных средств. Но если руководителю удастся организовать всё по высшему уровню, то метод можно признать гениальным - это один из тех редких случаев, когда умный шеф умудряется заставить колесо вертеться без его участия.

 



Поделитесь с друзьями:

Еще статьи:
Читайте в основных разделах сайта:
Категория: Персонал | Добавил: Anna (08.05.2011)
Просмотров: 1722 | Теги: воры, несуны, как бороться с несунами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]