Социальные нормы предписывают нам определенные стереотипы поведения. Среди этих догм, внушаемых с раннего детства, есть и твердое убеждение в том, что сплетничать - плохо. И тем не менее, мы постоянно обсуждаем других людей и не всегда с добрыми намерениями. Как же быть, если вы узнали, что кто-то из коллег пытается вас очернить?
В рабочих коллективах, как, впрочем, и в любых человеческих сообществах, неизбежны столкновения интересов и вытекающие из них конфликты, среди которых наиболее неприятными являются сплетни. И при этом совершенно не имеет значения форма самого бизнеса - будь то франчайзинг или классический бизнес. Дело в том, что такая ситуация всегда осложняется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, не понятно, что послужило причиной их возникновения. Неприятный слух просто существует и отравляет вам жизнь.
Во-вторых, в «процесс» вовлечено слишком большое количество участников, и уже человек, который к вам в общем-то неплохо относится, сам того не подозревая, может выступить в роли врага, передавая кому-то ложную информацию.
И третье – не понятно, чем все это закончится. Даже самый нелепый слух надолго остается в памяти и после его разоблачения.
Поэтому лучший способ борьбы со сплетнями – это не допускать их возникновения.
Нет, только не он!
Наиболее эффективное средство предотвращения злословия в ваш адрес – это хорошая репутация. Не правы те, кто считают, что она создается годами. Нет! Годами она поддерживается, а создается практически в первые дни, а порой даже часы вашего пребывания на работе. Дело в том, что увидев нового сотрудника, рабочий коллектив тут же пытается его идентифицировать, классифицировать, каталогизировать и уже, повесив на него какой-то ярлык, спокойно положить на полочку. И на какую полочку вы попадете – зависит от вас.
Если женщина наденет платье со слишком откровенном декольте, то все ее заслуги будут приписывать романам с начальниками. Поставит в первый же день на своем столе фотографию мужа и детей – сплетен о романах не будет, но и о карьере можно забыть: все станут считать, что семья для нее важнее. Это же касается и молодых мужчин: того, кто придет в рваных джинсах и вообще одетым с модной небрежностью, будут обвинять во всех ошибках, совершенных по неосторожности. А тот, кто приезжает на хорошей машине, выглядит слишком респектабельно, да еще и носит дорогой телефон или часы, обречен все время доказывать, что он не чей-то родственник, взятый по блату. Ярлыки клеятся просто мгновенно: опоздаете – разгильдяй, одеты слишком модно – пижон, говорите о чем-то больше двух минут – зануда, попросили коллегу об одолжении – нахал и так далее. Поэтому стоит заранее продумать свой образ и вести себя соответственно.
О том, как формировалась ее репутация, рассказывает Валерия П.: «Я пришла на новую работу, в компанию по продвижению одного специализированного программного продукта, и сразу же очень понравилась начальнику, так как полностью разделяла его взгляды и идеи. Я давно хотела туда попасть, можно сказать, это была работа моей мечты, поэтому выкладывалась по полной. Не удивительно, что шеф меня все время хвалил и намекал на повышение. Но наши кумушки не могут этого понять. Они тут же придумали, что я его... внебрачная дочь, поскольку приписать нам роман было сложно в силу разницы в возрасте, да и «роман», по их мнению, у него был с другой нашей сотрудницей. Но вскоре даже скептики стали отмечать, что у меня отличные результаты, и нелепые слухи улеглись».
Такая ситуация не редкость, завистники всегда вставляют палки в колеса более успешным и талантливым людям. Поэтому если вы знаете, что вы хороший работник и у вас есть значительные перспективы, то надо создать соответствующий имидж. Зарекомендуйте себя аккуратным, исполнительным, компетентным, просто безупречным сотрудником. Для этого надо с первых же дней не опаздывать, все дела исполнять в срок, получить пусть небольшие, но позитивные отзывы старших коллег, которые пользуются авторитетом. И конечно же – быть со всеми приветливым, искренне говорить людям какие-то приятные вещи, стараться не наступать на «больные мозоли».
Вот пример того, как хорошая репутация спасла карьеру юриста Валентина К.: «Когда к нам пришла работать новая начальница отдела, то она меня сразу невзлюбила. Придиралась по пустякам, специально давала задания в последний момент, ожидая, что я не справлюсь, не предупреждала о каких-то важных вещах, в общем, делала все, чтобы выставить меня плохим работником и уволить. Да еще и взялась распускать слухи про мою личную жизнь, думая, что раз я молодой, то можно мне приписывать какие угодно грехи. Но она не знала, что я в этой компании уже давно – еще студентом устроился подрабатывать курьером, и без ложной скромности могу сказать, что меня там все любили и очень хорошо знали. Поэтому ее наветам никто не поверил, а один дотошный коллега (он раньше работал в милиции) решил выяснить, в чем причина такой неприязни. Все оказалось очень просто – она хотела привести на мое место своего племянника и уже начала вести переговоры с кадровиками».
За что они так со мной?
Но иногда возникновение сплетни становится настоящим психологическим ударом для человека. Такое происходит, когда «жертва» сама передала какую-то конфиденциальную информацию непорядочному человеку, решившему воспользоваться доверительным отношением в корыстных целях.
В такой ситуации часто оказываются люди бесхитростные, простые, которые делятся со всеми подробностями своей жизни. И самое сложное для них – не утратить доверие к окружающим.
«Из-за своего неумения разбираться в людях я страдала еще со школьных времен, – рассказывает менеджер Виктория С. – Все время рассказывала свои секреты не тем, кому следует, а потом попадала в дурацкие ситуации. Сначала эти события казались мне случайностью, но вскоре я поняла – причина в том, что я не чувствую подвоха, не умею рассмотреть чужие намерения. Например, если кто-то делится со мной чем-то личным, то я считала, что тоже обязана рассказать что-то о себе. Кстати, именно так меня порой «раскручивали» на откровенность любители перемывать косточки. Теперь я строго придерживаюсь правила: свою личную жизнь обсуждать только с близкими людьми, а на работе достаточно других тем».
Если вы узнали, что кто-то раскрыл ваш секрет, не паникуйте – ничего непоправимого не произошло. Ваши коллеги перекинутся на другой объект для обсуждения быстрее, чем вы можете ожидать. Но если даже через некоторое время вы чувствуете, что вам все еще неприятно находиться в этом сообществе, начинайте поиск новой работы, однако в этот раз учтите предыдущие ошибки. Не стоит разочаровываться во всех людях и замыкаться, просто не рассказывайте о себе то, что вы не хотели бы предать огласке.
Офисная вендетта
Вообще поиск причины, по которой возникает шушуканье за спиной, лучше всего начать с анализа собственных поступков. Спросите себя: бывали ли случаи, когда вы походя обижали человека? Случалось ли такое, что вы вели себя с кем-то неделикатно, позволяли резкость, грубость в разговоре? Часто ли вы начинаете свою речь со слова «нет» или вообще с отрицания ценности слов собеседника?
Если в общении вы не проявляете такта и деликатности, то каким бы хорошим работником вы ни были, на любовь окружающих можете не рассчитывать. Поэтому следующий способ уберечься от сплетен – не конфликтовать. Психологи подтверждают, что агрессивное поведение – это ни что иное, как попытка защиты. Очень часто родители внушают своим детям: «ты должен уметь себя защитить». Основная опасность этой формулировки заключается в том, что она сама по себе уже подразумевает неизбежность нападения. Образуется замкнутый круг: ожидая негативных проявлений, такие люди видят их в любых невинных замечаниях и шутках, ведут себя агрессивно, после чего, разумеется, следует ответная резкость. Порой неосознанно они провоцируют других на конфликты, но так как открыто с ними уже никто не хочет связываться – они не слышат других и не воспринимают чужие аргументы, то их обсуждают за глаза. А к чему такое обсуждение может привести, мы все прекрасно знаем.
Светлана Катаева, управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting, предупреждает: «Сразу хотелось бы сказать, что сплетни и сплетники в офисной жизни были, есть и будут. Важно уметь правильно реагировать или в некоторых случаях не реагировать на сплетни и не позволять им портить вашу жизнь на работе. Природа сплетен бывает разная. Иногда слухи порождает ситуация в компании: напряженная коммуникационная среда, отсутствие понятной и однозначной официальной информации по ряду важных вопросов и т.п., а иногда повод дают сами сотрудники тяжелым, неуживчивым характером, вызывающим или просто необычным поведением. Если вы немного поразмышляете на эту тему, то заметите, что очень редко распространяют слухи о приветливых, доброжелательных, всегда готовых помочь коллеге людях. А вот сотрудники со сложным характером, неконтактные, позволяющие себе резкие, а порой оскорбительные высказывания по отношению к своим коллегам, довольно часто становятся объектами для распространения о них сплетен».
О ком поговорим?
Еще одна причина возникновения слухов кроется в особенностях человеческой психологии – людям просто нравится «копаться» в чужих проблемах. Обсуждение других – это в том числе и объединяющий фактор.
Ответьте на чистоту: вы сами когда-нибудь сплетничали? Вряд ли кто-то скажет: «никогда». Все мы время от времени обсуждаем третьих лиц в их отсутствие и передаем информацию с чужих слов. Это и называется сплетничать.
Если люди задумаются, зачем они ведут такие разговоры, то зачастую выяснится, что причина не в личной выгоде, мести, желании навредить человеку. Часто мотивы будут такими: почувствовать себя своим в обществе, подчеркнуть собственную значимость, причастность к тайне, попытаться предостеречь кого-то. Получается, что в большинстве случаев в сплетне нет злого умысла, а есть просто желание поговорить.
А наиболее «удобным» объектом для пересудов часто становятся те люди, которые заметно отличаются от других и противопоставляют себя сообществу. Но если такой человек – вы сами, то это очень неуютно. На собственном опыте в этом убедился руководитель ИТ-отдела Евгений М.: «Я всегда стремился быть независимым и обо всем иметь собственное мнение. Причем выражал я это не только в разговоре, но и через свой внешний облик. Татуировки, пирсинг, необычная одежда очень ярко демонстрировали мои музыкальные вкусы и отношение к жизни. На работе я ни с кем не общался, считая себя выше офисных междусобойчиков и корпоративных мероприятий. Коллеги мне казались людьми скучными и недалекими. Поскольку я работал системным администратором, который, по мнению многих, просто обязан быть человеком со странностями, то мне все это сходило с рук. Через год компания начала расширяться, и мне в помощь взяли студента-старшекурсника. Он не обладал особенными знаниями, а практического опыта у него и вовсе не было, но при этом сразу подружился со всеми сотрудниками и расположил к себе начальство. Вскоре я стал замечать, что к нему обращались чаще и уважительнее, и возникало чувство, что помощник я, а не он. Ко мне же отношение было все более недоверчивое и неприязненное. Стоило мне заболеть, коллеги шушукались: «ушел в запой», хотя на самом деле у меня со спиртным проблем никогда не было. Когда же помощник настолько освоился, что мог обходиться без моей помощи, мой мнимый алкоголизм стал формальным поводом к увольнению. Сложно сказать, кто и зачем пустил про меня такую сплетню, но эта ситуация послужила мне уроком. На новую работу я теперь прихожу в соответствии с дресс-кодом. Да и стиль общения с коллегами пришлось изменить. Кстати, среди них оказались довольно интересные люди».
«Такие ситуации не редкость, – считает Светлана Катаева. – Поэтому важно социально адаптироваться, сделать так, чтобы коллектив вас принял. А это зависит только от вас. Как правило, не любят выскочек, подхалимов, грубиянов и тихонь, которые кажутся «себе на уме», людей, отрицающих общие ценности, надменных, ставящих себя выше других. Сообщество стремится вытеснить все инородное, иногда даже неосознанно, инстинктивно. Никто не заставляет вас дружить или поддерживать тесные контакты абсолютно со всеми, но наладить позитивные рабочие отношения очень важно.
Вот несколько советов, как влиться в коллектив и не стать объектом для распространения сплетен:
будьте дружелюбны, приветливы со всеми, не позволяйте плохому настроению или личным проблемам влиять на ваши коммуникации,
интересуйтесь жизнью коллег, их мнением по разным вопросам,
старайтесь выслушать сотрудников, по возможности помочь им, например: помогите им сделать ремонт iphone или компьютера, помогите с ремонтом в доме, помогите с детьми ит.д.
если это принято, приносите на работу что-нибудь вкусненькое, чтобы угостить коллег, и совсем необязательно для этого ждать дня рождения или другого повода,
и самое важное – никогда не распространяйте сплетни сами и не потакайте сплетникам!»
Что делать, если...?
Пришла пора ответить и на главный вопрос: что делать, если вы вдруг узнали, что про вас по коллективу ходит неприятный слух? Конечно, универсального рецепта не существует – все зависит от коллектива и самого человека.
Рекомендации дает Светлана Катаева: «Как реагировать? В большинстве случаев лучше не оправдываться и ничего не предпринимать, сплетники сами потеряют интерес к вам через какое-то время и займутся другими делами и новостями. Также полезно проанализировать, какова же первопричина появления сплетен о вас? Кому это выгодно? Так вам, скорее всего, удастся выявить инициатора распространения сплетен. Но не стоит оправдываться, защищаться или мстить – это не эффективно. Сплетня, как симптом – бессмысленно лечить его, не выявив заболевание. А заболевание в данном случае – плохие отношения с кем-то из коллег. Именно их и надо налаживать».