В недавние времена советской истории существовало такое понятие, как обмен опытом. Предприятия изучали и старались перенимать передовые формы и методы работы у лидеров отрасли. Но процесс этот, как и многое другое в той эпохе, был излишне формализован, так что сколь-нибудь значимых результатов не давал. Но вот сменились времена, поменялось многое в нашей экономике, вставшей на рыночные рельсы. Другой стала сущность многих вещей. И тот же пресловутый обмен опытом называется теперь новым словом «бенчмаркинг» (английское – benchmarking).
Перевести это понятие на русский язык можно именно так: обучение, основанное на использовании чужого опыта. Под бенчмаркингом в маркетинге понимается сравнение своих бизнес-проектов с практикой работы лучших и наиболее успешных участников рынка, на основе этого сравнительного анализа происходит совершенствование и оптимизация бизнеса.
Бенчмаркинг - это обмен накопленным опытом разными компаниями, причем, важно подчеркнуть, что опыт передается добровольно и открыто. Так что, этот процесс ни в коем случае нельзя сравнивать с распространившемся в последнее время промышленным шпионажем. Там все происходит скрытно и осуществляется без согласия той стороны, у которой узнают какие-то секреты бизнеса. Такие действия, надо заметить, уголовно наказуемые.
Специалисты бенчмаркинга используют информацию, только вполне легально полученную. Существует несколько способов изучения опыта, наработанного другой компанией. Во-первых, это делается по договорённости сторон с разрешения того участника рынка, деятельность которого берется как образец. Такой путь – самый простой, но на практике он часто не может быть реализован по понятным причинам.
Во-вторых, это может быть сбор аналитиками открытой информации, включающий изучение материалов прессы, Интернета, заключений экспертов. Такой способ некоторые называют легальной разведкой. Именно этим занимаются маркетинговые и информационно-аналитические службы многих компаний, в задачу которых входит поиск информации о деятельности конкурентов или наиболее успешных участников рынка, обладающих ценным опытом работы. Затем все эти данные внимательно изучаются и анализируются на предмет введения тех или иных форм и методов деятельности у себя в компании.
Есть и еще один путь использования бенчмаркинга. Состоит он в следующем. В компании с помощью экспертов методом мозгового штурма или исследования вырабатывают некий идеальный образец, образ, достойный подражания в данной сфере деятельности. Затем оценивается, насколько компания отстает от смоделированного идеала, как близко она находится на пути к нему. Это делается в сравнении с конкурирующими компаниями, чей опыт работы опять же анализируется на предмет заимствования.
Без обмена опытом, компания не выживет
Наконец, есть четвертый вариант для бенчмаркинга. В компании решают привести положение дел к каким-то общепринятым стандартам. Приглашаются специалисты со стороны, в чью задачу входит провести сертификацию. Они делают тщательную проверку, дают оценку деятельности компании. И при этом вырабатывают рекомендации, где и насколько идет отклонение от принятых стандартов. В данном случае приглашенные эксперты по сертификации будут являться обладателями бенчмаркинговых знаний. От них компания узнает накопленный передовой опыт.
Рассмотрим вопрос, а почему на определенном этапе возникает интерес к бенчмаркингу? Чаще всего это связно с какими-то проблемами, к примеру, падает прибыль, замедлились темпы развития, остановились в росте продажи. Еще лет пять назад руководство компании в такой ситуации стремилось бы повысить качество продукта, расширить его рекламу, скажем, улучшить дизайн упаковки и т.д. Но сейчас этими мерами не ограничиться. Многие компании эти вопросы уже решили, а успеха в бизнесе все нет. Вот и проявляется повышенный интерес к бенчмаркингу.
Причем, совсем не обязательно изучать деятельность конкурента с помощью системы видеонаблюдения через интернет. Иногда очень полезными оказываются наработки, которые имеются совсем в другой отрасли, сфере бизнеса. Тут уж должно включаться умение специалистов по маркетингу заимствовать передовой опыт и адаптировать его под свою ситуацию, к данной отрасли. Поэтому так и важен сбор и накопление информации о имеющемся опыте, его тщательный анализ и формулирование в итоге необходимых выводов для своей компании.
Подчеркнем в заключении, что заниматься бенчмаркинговыми исследованиями следует так, чтобы эти действия никак не подходили под определение промышленного шпионажа, чтобы не спровоцировать судебные иски от тех компаний, которым ваши действия могут показаться незаконными.