Существуют две противоположные позиции во взаимоотношениях с налоговыми органами. Первую можно условно назвать «оборонительной». Вторая позиция — «наступательная». Подавляющее количество плательщиков налогов не знают правил, и поэтому государство, зачастую в лице сотрудников госорганов, пользуется этим. Плательщики попадают в нелепые ситуации по незнанию ситуации: что может сделать налоговая инспекция, а что не может; за что надо платить налог, а за что нет. Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.
Если вы ни разу самостоятельно не ходили в налоговую инспекцию, живете без ИНН и знать не знаете о сроках подачи налоговых деклараций, то это не означает, что знакомства с налоговыми органами можно избежать. Налогового инспектора, как известно, не зовут, он сам приходит. Поэтому, независимо от того, входит такая встреча в список ваших жизненных планов или нет, узнать о том, что вы являетесь налогоплательщиком, рано или поздно придется.
Давайте для начала разберемся в терминологии. Кто вы, а кто налогоплательщик? На лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками, указывает нам Налоговый кодекс РФ. Таковыми являются физические лица и организации. Мы остановимся только на физических лицах.
Итак, гражданин считается налогоплательщиком, пока не докажет обратное, представив соответствующие документы, разумеется. При этом законодателю не важны факты гражданства, возраста налогоплательщика и его дееспособности. Таким образом, возможность платить налоги (налоговая правосубъектность) возникает у физического лица уже с момента его рождения.
А если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью (например сдаете в наем свое жилище и получаете от этого доход), то, независимо от того, зарегистрированы вы или нет в качестве индивидуального предпринимателя, по мнению налоговых органов вы обязаны уплачивать налоги так, как их уплачивают индивидуальные предприниматели (не как остальные физические лица, а в особом порядке — на основании поданной декларации, постановки на учет,авансовым образом и т. д.). Конечно, данный подход налоговой на практике реализовать достаточно затруднительно, хотя прямое толкование налоговых норм это и позволяет.
Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем — это деление физических лиц на налоговых резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Обратите внимание, речь идет не о гражданах РФ, а о физлицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают в России требуемое количество дней. Поскольку нерезидентами являются, соответственно, физлица, не проживающие на территории РФ 183 дня, то ими могут оказаться и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщиками налогов. Однако разделение физлиц по этим двум категориям обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения и ставке налога. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты — только с тех доходов, которые получены на территории РФ. Ставка налога на доходы физических лиц для резидентов — 13%, нерезидентов — 30%.
Существуют две противоположные позиции во взаимоотношениях с налоговыми органами:
Первую можно условно назвать « оборонительной»: взвешенная оценка ситуации, когда налогоплательщик избегает конфронтации с налоговой инспекцией, а судебное разбирательство инициирует только в исключительном случае, если речь идет о прямых потерях. В остальном у налогоплательщика и налоговой инспекции складываются партнерские взаимоотношения.
Вторая позиция — « наступательная». Налогоплательщик при этом ведет себя более агрессивно и не только не избегает суда, но в определенных случаях и сам его инициирует.
Какая из представленных позиций вам ближе — решайте сами. На практике ничто не мешает вам применять комбинированный подход: в каких-то случаях обороняться, а в каких-то — наступать. В любом случае, помните о том, что основной денежный выигрыш, как правило, «на потоке», а значит, жертвами становятся наиболее податливые, легко сдающиеся. Поэтому зачастую общее ощущение порядка и силы, исходящее от налогоплательщика, превентивно работает сильнее, чем конкретный запрос.
Подавляющее количество плательщиков налогов не знают правил, и поэтому государство, зачастую в лице сотрудников госорганов, пользуется этим. Плательщики попадают в нелепые ситуации по незнанию ситуации: что может сделать налоговая инспекция, а что не может; за что надо платить налог, а за что нет. Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.
Ошибка 1. Общий неверный эмоциональный подход
Проявляется в эмоциональных попытках «искать истину», «бороться за правду», в хаотичных попытках «договориться» с представителем учреждения напрямую или через знакомых вместо спокойного, уверенного общения субъекта, осведомленного о своих правах и обязанностях, и налоговой инспекции. Здесь надо помнить, что истина прячется тем лучше, чем старательнее ее ищут методом проб ошибок. Но истина часто приходит сама, когда выполняется правильная технологическая процедура.
При этом, если вы своим видом или тоном дадите работнику налоговой инспекции понять, что не считаете его равным себе партнером, не уважаете его, то рабочие взаимоотношения наладить не удастся. Поэтому надо развернуть технологию нападающего против самого нападающего.
Рекомендация 1: демонстрируйте лояльность и уверенность в своих силах, основываясь на законодательно закрепленных процедурах и полномочиях налоговых органов.
Ошибка 2. Вера в подарки и договоренности
Ошибка 2 — предположение, что проще откупиться. Она может проявляться также в неготовности к общению по установленным правилам (процедурному общению). Собственно, эта ошибка является внешним проявлением определенного внутреннего страха перед налоговой. Думается, что с налоговой инспекцией нужно строить партнерские отношения исключительно в деловом русле. В этом случае, по аналогии с партнерами по бизнесу, будет действовать принцип, по которому чем добросовестнее обе стороны выполняют свои обязанности, тем лучше они будут взаимодействовать и, соответственно, лучше друг к другу относиться.
Рекомендация 2: не надо бояться идти официальным путем, пытаться обойти регламент.
Ошибка 3. Устное общение с налоговыми органами
Вот наиболее характерные проявления этой ошибки: «Я в налоговой спрошу...» Собственно, ошибка заключается только в последнем слове. Очевидно, при такой формулировке вы априори уверены в том, что ответ инспектора непременно будет истинным.
Между тем любой предприниматель, занимающийся реальным бизнесом, справедливо усомнится в этом. И дело здесь не обязательно в некомпетентности либо злонамеренности инспектора. Дело может быть в его обычной загруженности. Он просто «спихнет проблему», после чего искренне «забудет» свои слова (закон этого не запрещает...). Дело может быть также в запутанности законодательства. Поэтому в большинстве случаев не следует устно консультироваться в соответствующем органе по интересующему вопросу.
Если инспектор ошибется (даже не желая этого), последствия принятого вами решения на основе ошибочного мнения инспектора придется расхлебывать вам, а не ему. Поэтому следует подстраховать себя письменным ответом. С этой целью не постесняться сделать письменный запрос через канцелярию инспекции, сохранив для себя заверенную в канцелярии же копию.
В дальнейшем, если ответ окажется ошибочным, на этот документ можно будет ссылаться, как на документ налоговой инспекции. При этом обращаем внимание, что следование ошибочным ответам налоговой инспекции не избавит от налоговых санкций в случае неправильной уплаты налогов. Письменный запрос сокращает вероятность ошибочного ответа (которые бывают сплошь и рядом).
Таким образом, успех от общения с налоговыми контролерами определяется в основном осведомленностью об арсенале прав и багаже обязанностей налогоплательщика и вашей уверенностью в правильном выборе тактики в борьбе за свои налоговые интересы.
Рекомендация 3: любое общение — через бумагу.
Дополнительный заработок
Между торговцем и его партнерами в процессе реализации какого либо товара или оказания услуг появляется форма официального взаимоотношения. Позволяет продавцу снизить затраты на вовлечение конечного покупателя. B2B – самая распространенная форма в деловом мире. Более известный ранее CPC из-за автоматического накручивания кликов стал не применим.
Бегун, Yandex Direct, Google AdSense и прочая контекстная реклама в этой статистике никоим образом не учитывается. Не существует согласного мнения в настоящий момент, допускается ли отнести контекстную рекламу к партнерскому маркетингу.Преобладающим способом выплат в CPC-системах, основанных на показе контекстной рекламы является оплата за клик. Отображение рекламных объявлений (баннеров) оплачиваются наиболее популярным методом, а именно платой за показ. В системе Google AdSense/AdWords применяется CPM, что обозначается редким случаем в поисковом маркетинге.