Как мы все теперь знаем, вероятность успеха в малом бизнесе, даже таком как, зависит не только от наличия предпринимательских способностей. Это трудный путь, потому что и сам рынок – это сложно.
Создается впечатление, что для того, чтобы о вас узнали, необходимо оклеить все троллейбусы рекламой, разместить ее на сайтах, бамперах автомобилей, футболках и даже ввести моду на татуировки с логотипом. Тем не менее, бизнес можно начинать и без этого. Бизнес требует серьезного планирования и упорства, необходимого для того, чтобы придерживаться своих продуманных перспективных планов. Если у вас нет опыта в деловом мире, и вы ищите, как начать бизнес «от земли», то первым шагом должно стать написание лучшего бизнес-плана, который вы можете создать. Только хороший бизнес-план может привлечь внимание и деньги инвесторов, которые всегда очень осторожно относятся к тому бизнесу, куда они намерены вложить деньги.
Первое, что должно привлечь внимание инвестора, и укрепить обоснование вашего бизнеса – это причина, по которой ваша компания просто должна существовать. Назовите это вашей экзистенциальной философией, если хотите. Если вы начнете с описания того, что ваш бизнес будет делать, и только поэтому прекрасно вписываться в сферу деятельности, которую вы выбрали, то, скорее всего у вас получится не очень хороший бизнес-план. Ваши шансы падают еще больше, если вы сами четко не представляете всех тонкостей бизнеса в данной сфере. В данном случае не стоит надеяться на финансовую поддержку со стороны. Составить хороший бизнес-план очень нелегко, ведь, как писал Роберт Бернс: «Лучшие планы мышей и мужчин идут извилистыми путями».
В зависимости от того, что представляет собой ваш бизнес, есть множество полезных и важных вещей, которые вы можете использовать в своем бизнес-плане. Например, если вы планируете начать бизнес, то было бы целесообразно включить в бизнес-план сумму, требующуюся на приобретение оборудования, необходимого для того, чтобы начать работу. Укажите, сколько сотрудников вы собираетесь нанять: на полный и неполный рабочий день; прогнозы ежемесячной выручки и прибыли, возможности заказчиков по обеспечению вас работой Х дней в месяц или неделю. Учтите возможные простои, когда вы можете столкнуться с падением прибыли. Для строительного бизнеса, скажем, зимнее время, когда уборка снега становится основным занятием в течение нескольких месяцев.
Собираете ли вы увольнять сотрудников в такое время? Подробно распишите свои ежемесячные расходы и их возможное изменение. Например, как может повлиять на ваш бизнес повышение стоимости бензина, если вы имеете свой автопарк. Опишите, какую систему налогообложения вы выберете для своего предприятия.
Оценка рисков является ключевым компонентом хорошего бизнес-плана. При открытии кафе, вы должны учитывать вероятность того, что сломается ваша машина для эспрессо, и остановится нормальная работа заведения. Насколько катастрофическим это будет для вашего бизнеса? Некоторые риски могут быть связаны и с человеческими ресурсами.
Например, если вы хотите начать свой бизнес озеленения, какие компенсации вы будете гарантировать вашему работнику, если он получит травму? Какая страховка или компенсация предприятия для этого будут задействованы? Сколько человек, по вашим подсчетам, должно работать, чтобы длительная болезнь одного из них не могла парализовать работу? Достаточно ли местной рабочей силы, чтобы заполнить вакансии вашего предприятия? Другими словами, вы должны рассмотреть все возможные «отрицательные сценарии», с которыми может столкнуться ваш бизнес. Затем опишите конкретные способы решения этих проблем, так, чтобы потенциальный инвестор слышал от вас не только «Как это все здорово», но и «Ох, неприятность». Тогда такой бизнес-план будет иметь гораздо большие планы на успех.
Неотъемлемой частью хорошего бизнес-плана является маркетинговая составляющая. Здесь вы должны представить потенциальным инвесторам все свои лучшие прогнозы на успех в бизнесе и на рынке. Если вы открываете кафе, вы должны объяснить, как, и за счет чего вы собираетесь конкурировать с другими. Например, выбор места для магазина или кафе, может сыграть здесь определяющую роль. Опишите, какими способами вы собираетесь обеспечивать постоянный приток клиентов. Как вы собираетесь рекламировать и продавать свой товар? Опишите в своем бизнес-плане новые идеи, например, вставлять стаканчик с горячим кофе в конверт с логотипом компании. А еще лучше, объясните, почему название вашей компании и ее логотип являются привлекательным и запоминающимся. Короче говоря, вы хотите произвести на людей впечатление, но сделайте это с такими фактами и статистическими прогнозами, чтобы это было очень убедительно.
Написание большого бизнес-плана не гарантирует, что вы заполучите инвесторов, которые помогут вам начать работу. Убедитесь, что ваши планы являются твердыми и обоснованными. Без этого вы потонете раньше, чем научитесь плавать.