Что представляет собой российский Интернет сегодня
Что представляет собой российский Интернет сегодня? Каковы его достижения в нашей стране? Эти и другие вопросы задают очень часто, а кратко и сухо отвечать на них не хочется. Поэтому все ответы можно прочитать в этой статье о состоянии дел в отечественной интернет-отрасли.
Во-первых, Рунет - довольно значимое по количеству аудитории пространство. На сегодняшний день 50% совершеннолетнего населения России пользуются Интернетом каждый месяц, это 57,8 млн человек. Дневная аудитория Рунета - 44,3 млн человек, или 38% от всех совершеннолетних жителей страны. 76% от всей аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день. Основная масса пользователей (70%) выходит в Сеть посредством широкополосного доступа (ШПД), однако мобильный доступ также пользуется популярностью (34%).
Правда, при таких существенных величинах охват Интернета в России пока что ниже, чем в большинстве европейских стран, - 49% против среднеевропейского показателя 78%. Однако по размеру национальной аудитории Рунет превосходит все европейские страны, занимая 6-е место в мире после Китая, США, Японии, Индии и Бразилии. Есть и бесспорный интерес извне - более 80 млн человек из разных стран посещают сайты Рунета ежемесячно. Согласно прогнозам, к концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет.
Как мы видим, аудитория у Рунета велика и она постоянно растет, в основном в регионах: годовой прирост здесь составил 16%, самые высокие темпы демонстрируют Уральский (5,2 млн пользователей, или +30%) и Дальневосточный (2,9 млн пользователей, или +26%) федеральные округа.
Во-вторых, очень часто спрашивают что-то вроде «Как там у вас, у рунетчиков то есть, дела?» Дела, в общем, отлично, мы растем и развиваемся, при этом есть ряд успехов. Если говорить о них цифрами, то получится примерно следующее.
1. Поиск. В России поисковики отвечают на 350 млн запросов в сутки (250 млн год назад).
2. Почта. Россия занимает 5-е место в мире по размеру аудитории почтовых сервисов. По среднесуточной аудитории в топ-10 почтовых сервисов мира входят сразу две почты из России.
3. Социальные сети. Вовлеченность российской аудитории в соцсети самая высокая в мире (в среднем в мире - 5,9 часа), в процентном отношении этот показатель равен 99,7% от среднесуточной аудитории Рунета (30,9 млн человек).
4. Домены. Помимо увеличения количества зарегистрированных доменов Россией поданы заявки на домены верхнего уровня .MOSCOW и .МОСКВА, .ДЕТИ, .РУС.
5.Игры. Рынок игр в социальных сетях Рунета за 2012 г. увеличился почти втрое: с 2,566 млрд. рублей до 6,962 млрд. рублей. Это игры различной направленности и тематики: игры-стрелялки, игры аркады, фентези итп. Российская игровая индустрия активно развивается, и сегмент социальных игр является одним из самых быстрорастущих. Росту способствовала политика крупнейших участников рынка, направленная на поддержку отрасли… Примечательно, что рост сегмента социальных игр превзошел ожидания аналитиков.
Рунету есть чем гордиться и кроме своих габаритов. Жизнь российского сегмента Сети ознаменовалась немалым количеством положительных событий: это IPO двух российских интернет-компаний (Mail.ru Group и Yandex - самые дорогие в Европе), включение Yandex в расчет интернет-индекса NASDAQ, активная экспансия российских игроков на зарубежные рынки за пределы СНГ, рост рынка интернет-рекламы (уступает только ТВ), удвоение числа активных пользователей мобильного Интернета в Москве и Санкт-Петербурге, внесение важнейших инициатив по модернизации института авторского права на мировом уровне на саммите G20, рост доли разработок под мобильные и облачные платформы и т.д.
Более того, успехи отрасли отмечает не только сама отрасль - за год Россия поднялась в мировом рейтинге развития информационных технологий с 77-й на 56-ю позицию (Всемирный экономический форум), а за два года - в рейтинге ООН по реализации концепции электронного правительства с 59-го на 27-е место. Здесь, пожалуй, существенную роль сыграла реализация проекта WebVybory 2012 - действительно уникального проекта общенационального масштаба.
В-третьих, Рунет не только «большой и умный», он еще и зарабатывает деньги, притом неплохие. По нашим оценкам, рынок Интернета в России по итогам 2011 года составил 750-850 млрд руб., или 1,4-1,7% от ВВП России (порядка 54 трлн руб. в 2011 году). При этом две трети приходится на зрелые рынки, такие как рынок интернет-рекламы, веб-разработки, поисковой оптимизации, электронной торговли и платежей, а еще треть занимают молодые сегменты (мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, SMM, продажи цифрового контента, SaaS). В оценку не вошли так называемые традиционные рынки, т.е. рынки мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G-сегмент. Обороты этих рынков могут быть в семь-десять раз больше приведенной оценки.
В-четвертых, развитие Рунета до сегодняшнего уровня означает не только получение прибылей. В России вполне реально сформировать новый крупный сектор экономики, разумеется, при условии адекватной государственной политики. Под последней понимается точечная настройка льгот для интернет-бизнеса, устранение пробелов и модернизация законодательства, регулярные и официальные исследования рынка при имиджевой и финансовой поддержке государства (в общем и целом отрасль это делает сама, но для повышения инвестиционной привлекательности Рунета необходимы господдержка и транслирование полученных данных на государственном уровне), продолжение прозрачного диалога между государством, бизнесом и экспертным сообществом, развитие инфраструктуры, стимулирование роста медиаграмотности граждан, а также активное участие России в обсуждении, разработке и оценке новых международных моделей регулирования Интернета.