Сейчас достаточно много контор, которые без проблем «создадут вам отличный сайт практически любой сложности». Причем, сложность эта может быть решена как на дизайнерском (креативном), так и программном (техническом) уровне.
Сам сайт является для них продуктом, который нужно продать. Но проблема заключается в том, что с моментом продажи их интерес к заказчику пропадает.
А вот у компании, которая заказала сайт – все только-только начинается.
Следует четко понимать одну простую вещь: интернет-сайт компании – это всего лишь еще один канал коммуникации компании с ее целевой аудиторией (партнерами, собственными сотрудниками, конкурентами, клиентами, потенциальными клиентами, просто зеваками). Например компания Эллада Стиль - предлагает своим клиентам изготовление, доставку и монтаж лепнины из гипса по последним технологиям. Ни больше, ни меньше. И очень важно учесть эти два момента:
-канал коммуникаций;
- еще один.
Другими словами, интернет сайт это не модная тенденция, не мода и совсем не панацея от всех проблем. Это альтернатива телевиденью, радио, газетам, БигБордам…. И подходить к нему нужно так же, как и другим каналам, а именно: есть ли экономическое обоснование вложением денег в этот проект? Каков будет ROI (возврат инвестиций)?
Т.е. если ваш бюджет на создание и продвижение сайта на ближайшие 6 месяцев составляет, скажем 10 000 гривень, каков эффект вы бы получили, заказав на эти деньги рекламу в Авизо, или ролики на радио? А может разворов в «Желтых страницах»?
Вот почему, к процессу создания сайта следует подходить со всей ответственностью и комплексно.
Мы рассматриваем создание сайта всего лишь как начальный этап сотрудничества. Вообще, весь комплекс интернет-маркетинга я бы обозначил так:
1. Изучение текущего рынка и его потенциала.
На этом этапе следует оценить примерную аудиторию, которой может быть интересен Ваш сайт. Насколько она представлена в интернете? Каковы темпы роста? Есть ли сильные конкуренты уже на рынке? Насколько темой интересуются «поисковые спамеры» (забивают за собой первые места с целью перепродажи трафика). Какова максимальная/минимальная/средняя аудитория в вашем сегменте? Есть ли данные по конвертации посетители/покупатели?
2. Постановка цели сайта.
После изучения данных важно поставить конкретную цель, которую и будет собственно решать ваш сайт. Совсем необязательно это должен быть полнофункциональный магазин.
После изучения рынка, вы можете прийти к выводу, что пока что нет достаточного покупателя на рынке. Или он настолько конкурентен, что нет смысла ввязываться. Или затраты слишком велики, по сравнению с другими источниками рекламы. Вариантов может быть масса. И исходя из ваших желаний и ваших возможностей, вы и определяете цель. Например, это может быть:
- создать визитку, на которой бы была необходимая инфомрация о нашей компании и координаты, а все заказы будут обрабатываться по телефону;
- создать инфомрационный сайт, который будет «подготавливать почву» для нашего товара (обычно, если рынок еще не готов);
- создать представительство в интернете (работающий сайт, на подобии офиса-онлайн, где будет вся необходимая информация о компании, ее услугах, коллективе, ответы на вопросы, быстрое реагирование на запросы);
- создать место невербального общения с клиентами;
- создать магазин отдельного неприбыльного направления (например, дешевый товар невыгодно выставлять на прилавке, а в интернете его могут и купить, т.к. расходов на рекламу и выставление товара нет)… и т.д.
В любом случае, самое главное, что вы должны запомнить, еще до начала создания сайта, у вас должна быть ЧЕТКАЯ и ОБОСНОВАННАЯ цель его создания.
3. Написание технического задания для сайта.
Хорошо написанное задание – 60% успешность его решения. Проблема в том, что в ТЗ (техническом задании) должно быть учтено и дизайнерские изощрения, и техническая реализация, и перспектива продвижения сайта. Поэтому в процессе написания ТЗ должны принимать разные сотрудники компании, в том числе и начальник отдела маркетинга, а не только тот, кто отвечает за сайт.
Сейчас мало кто пишет тех задание. Даже при заказе сайта в рекламном агентстве, максимум заполняется бриф. И делается это на уровне – ну сделайте нам что-то.
Такой подход в корне неверный. РА может ПОМОЧЬ написать техзадание, но никак не написать его. Ведь сайт создается для решений КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ КОМПАНИИ.
4. Процесс создания сайта.
Прибегнуть к штатным специалистам, нанять кого временно, обратиться в рекламное агентство – по сути вариант решения данной с написанным техническим заданием проблемы не так важен конечный исполнитель. Все упирается в сроки и финансы.
Бывают ситуации, когда у компании есть свой штатный дизайнер, а вот программиста нет. В таком случае часть работы отдается на аутсорсинг. Но это не должно быть два разных процесса. Они должны работать совместно, чтоб потом не было: «это сюда не поставить», «это не предусмотрено дизайном» и т.д. Конечно, идеально, чтоб полностью все делала одна компания (внешняя или внутренняя). Тогда и спрос был бы с ответственного в этой компании, а не так, чтоб все друг на друга пальцами показывали.
5. Продвижение сайта.
Это отдельная важная тема. Но главное, не забывайте о ЦЕЛИ вашего сайта. Ваш сайт, по сути, это ваша точка продаж в сети. Неплохо бы иметь бизнес-план по созданию и продвижению сайта. Понятно, что бюджет на продвижение магазина и бюджет на продвижение визитки должны быть соизмеримы стоимости создания.
Опять же, можно попробовать заниматься этим самим, можно обратиться в специализированное агентство. В любом случае, не бросайтесь в первое попавшееся, туда, где работают знакомые или где самые красивые прайсы. Подойдите к вопросы серьезно: каковы гарантии, готовы ли они вас кредитовать, есть ли вариант оплаты «за результат», а не только за сам процесс работы.
6. Анализ эффективности сайта.
Поскольку сайт делается для достижения конкретной цели, периодически требуется делать анализ по ее достижению. И анализ этот должен быть не в каких-то абстрактных словах (хорошо/плохо), а в цифрах: количество посетителей/покупок, увеличение обращений, повышение процента узнаваемости бренда.
7. Анализ внешней среды.
Не забывайте анализировать все что происходит в сети. Интернет – такая же среда, как и офлайн: растет или уменьшается ваша доля в процентах? Ваша отрасль опережает или отстает от общей тенденции развития интернета? Как ведут себя конкуренты? Есть ли изменения в поведении посетителей? Все эти данные нужно отслеживать не реже чем раз в пол года, а лучше – раз в квартал. Для особо конкурентных тематик – ежемесячно.
8. Необходимые изменения.
Любой анализ должен заканчиваться рекомендациями по изменению, или утверждению, что все замечательно. В любом случае, интернет – весьма подвижная отрасль. Не следует думать, что один раз заплатив за создание сайта Вы можете забыть о нем. Если хотите, чтоб он действительно РАБОТАЛ, и работал НА ВАС – не забывайте о сайте!
9. Работа.
10 Анализ
11. Изменения.
12. Работа.
13. Анализ…..
Этот процесс никогда не остановиться, если вы действительно хотите быть на плаву…
Вот краткое описание процесса создания сайта с точки зрения полного комплекса интернет-маркетинга.
Надеюсь, никого не напугал. Есть много ньюансов, возможно, распишу каждый процесс отдельно более подробно, если кому интересно.
Ну, например, еще по поводу создания. Не следует закладывать в техзадание ВСЕ возможные функции. Только те, что помогают достичь цели. Чтоб не было такого, что вы заказываете сайт-визитку, но просите там предусмотреть «чтоб можно было переделать на магазин». Нельзя такое предусмотреть. Нельзя купить волгу, а потом что-то в ней переделать, чтоб получилось BMW. Это совершенно РАЗНЫЕ машины, разные сайты. Лучше или сразу заказать магазин, или сперва визитку, а уже потом, когда будите в состоянии (или рынок в состоянии отреагировать) – сделаете полноценный магазин.